Особенности оформления транспортной накладной

Отнесение затрат по грузоперевозкам в расходную часть в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли требует составления товарно-сопроводительной документации. При этом предусмотрен единый порядок оформления независимо от объема товарооборота и используемых для транспортировки автомобилей. Введение с середины 2011 года транспортной накладной (ТН), фактически дублирующей транспортный раздел товарно-транспортной накладной (ТТН) без ее отмены, внесло правовой вакуум в подтверждающие документы.

Особенности оформления транспортных накладных

ТН или ТТН: что и когда нужно оформлять?

Отсутствие четкого регламента в отношении документооборота представители налоговых органов пытались приравнивать к расходам, не подтвержденным документально, что приводило к исключению из затратной составляющей при формировании базы налогообложения по налогу на прибыль. Поскольку оба документа являются действующими, осторожные налогоплательщики во избежание претензий со стороны налоговиков перестраховывались, используя параллельно:

  1. ТН – обновленный формат утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 года № 2200. Бланк будет применяться для признания расходов по грузоперевозкам автотранспортом согласно новым правилам до конца 2026 года.
  2. ТТН – унифицированная форма № 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 года № 78.

Использование ТТН одновременно с ТН обязательно лишь при реализации этилового спирта и продукции на его основе.  В данном случае ТТН подтверждает не факт транспортировки, а входит в перечень обязательных документов, регулирующих выпуск и легализирующих оборот спиртосодержащих напитков (п.1 ст.10.2 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ).

Особенности оформления ТН

Расходы на транспортировку грузов уменьшают налогооблагаемую прибыль, а входной НДС принимается к вычету при условии надлежащего оформления ТН. Например, при перевозке пищевой продукции автоцистернами должны быть заполнены следующие реквизиты:

  • полное наименование в соответствии с учредительными документами отправителя, получателя и перевозчика с указанием адресов, контактных телефонов и ИНН;
  • название пищевых грузов, их масса и объем;
  • требования к перевозке, включая особые условия по температурному режиму для обеспечения сохранности;
  • сведения о приемке пищевой продукции перевозчиком, а затем грузополучателем;
  • стоимость и размер провозной платы;
  • замечания по поводу состояния груза на всем маршруте транспортировки;
  • данные об автоцистерне, включая номер, марку и технические характеристики;
  • переадресация груза, если в пути произошли изменения;
  • дата составления, отправки и приема продукции и подписи всех участников процесса с указанием занимаемых должностей.

Если в графах отсутствует информация для заполнения, то должны быть проставлены прочерки. Корректировки в транспортной накладной допускаются при условии правильного внесения исправлений путем зачеркивания ошибочной записи, указанием верной и скреплением подписью ответственного лица. Печать не является обязательным атрибутом, однако ее наличие придает документу значимости и снимает вопросы проверяющих структур.

Документ оформляется в трех экземплярах для каждой стороны-участника в соответствии с условиями договора. Если транспортировка происходит между структурными подразделениями одного субъекта хозяйствования, то грузоотправителем и грузополучателем будет выступать одно юридическое лицо.

Заказать
звонок

или

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных