Не секрет, что безопасность дорожного движения во многом зависит от условий труда водителя. До недавнего времени шофёр, занимающийся коммерческими грузоперевозками, был «сам себе хозяин», то есть устанавливал режим работы, исходя из состояния здоровья, требований работодателя, желания побольше заработать и т.д. Результат – переутомление и ДТП, иногда со смертельным исходом.
Чтобы исправить положение дел, Минтранс РФ разработал регламент труда и отдыха водителей определённых категорий и оформил его приказом № 424, вступившим в силу в январе 2021 г. Для надзора за соблюдением приказа был разработан инструмент, получивший название тахограф.
Что такое тахограф
Тахограф представляет собой электронное бортовое устройство, при помощи которого ведётся контроль условий труда и отдыха водителя. Существуют следующие режимы работы прибора:
- рабочий – регистрация исходных данных (активируется картой шофёра);
- контроль – проверка деятельности водителя контроллером;
- предприятие – проверка деятельности водителя с учётом скорости движения, пробега, времени нахождения на маршруте, длительности остановок (активируется карой работодателя).
Данные с карты водителя выгружаются каждые 28 дней, а с тахографа – с периодичностью 90 суток. Сведения должны храниться в течение года и предоставляться по требованию органов госконтроля.
Для каких грузовиков установка тахографа является обязательной
Применительно к грузовому автотранспорту (автобусы в данном контексте не рассматриваются) тахографом должны быть оснащены:
- транспортные средства с максимально допустимой массой свыше 3,5 т, эксплуатируемые физлицами;
- автотранспорт категорий N2 (максимально допустимая масса от 3,5 до 12 т) и N3 (максимально допустимая масса свыше 12 т), эксплуатируемый юрлицами и ИП.
Таким образом, требование об обязательной установке тахографа распространяется на все марки автомобилей указанных категорий и не зависит от принадлежности и экологического класса ТС. В то же время существует довольно большой перечень спецтехники, не требующей обязательного оснащения тахографами. В него, в частности, включены автобетоносмесители, пожарные машины, средства обеспечения аварийно-спасательных работ, военная техника и др.
Тахографы для перевозки опасных грузов
Особенность тахографа ADR, предназначенного для транспортировки опасных грузов, заключается в его взрывозащитном исполнении. Это означает, что радиоэлементы в схеме прибора не должны искрить ни при каких обстоятельствах. Подтверждением наличия взрывозащитной функции служит соответствующий сертификат и присутствие маркировки «Ex» на шильдике прибора. При выборе тахографа ADR на это нужно обратить особое внимание, т.к. внешне он практически не отличается от обычного устройства.
Выбор тахографа для автоцистерн, перевозящих наливные грузы
Наливные грузы, перевозимые автоцистернами, бывают неопасными и опасными. Первые перевозят в обычном порядке, вторые – согласно установленным правилам. Соответственно выбирают и тип тахографа. В частности, для «водовозок» подойдёт любая модель, для бензовоза – только тахограф ADR.
Заключение
Закон предписывает, что с 1.01 2021 тахографами должны быть оборудованы все транспортные средства, перечисленные в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Несоблюдение данного требования как физическими, так и юридическими лицами или ИП, влечёт наложение штрафных санкций, предусмотренных статьёй 11.23 КоАП. Так что тянуть с этим вопросом не стоит.
Перевозчикам, работающим на внутрироссийском рынке, рекомендуется приобретать тахографы отечественных производителей: они адаптированы к российским условиям, а сервисная сеть покрывает все регионы. Установку и подключение прибора лучше доверить специализированным сервисным центрам, имеющим лицензию ФСБ: нелицензированным мастерским не доступен специальный ключ активации блока криптозащиты (СКЗИ), предоставляемый Службой.