С октября 2016 г. в РФ заработала система проверки большегрузов по весу и габаритам. Нововведение позволяет обеспечить своевременный контроль транспорта и соответствие государственным нормативам.
Проект с 2016 г. в пилотном режиме тестируется на трассах. Для реализации системы на дорогах установлены специальные пункты.
Правила весового контроля на дорогах 2021
В новом году появилось требования обязательного оповещения водителей большегрузов о приближении к автоматическому пункту контроля. Изменение было внесено законом № 239 от июля 2020 г. Информирование управляющих транспортом осуществляется с помощью технических устройств (н-р, табло) и дорожных знаков.
Владельцы частных дорог необщего назначения с 2021 года могут пропускать крупногабаритные и тяжеловесные фуры без спец. разрешения. Автоматизированные пункты с нового года обязательно должны проходить тестирование. Для транспортировки грузов повышенной опасности теперь водителю ТС необходимо разрешение Ространснадзора, соответствующее европейским стандартам ДОПОГ.
Нормативы весогабаритного контроля
Разрешенный размер и вес для фур опубликованы в прил. 3 и 2 Постановления № 272 (в ред. 2020 г.). К крупногабаритным ТС теперь относят одиночные машины длиной более 12 м, ранее отсчет велся с 20 м.
Правила движения большегрузов в зоне автоматического контроля
На стадии экспертизы находится законопроект, регулирующий порядок перемещения ТС в зоне контрольного пункта. Если нововведение утвердят, изменения появятся в ПДД 2021 или следующего года:
- На въезде и выезде с участка должны находиться знаки 5.39 «Контрольная зона» и 5.40. «Конец зоны автоконтроля».
- На территории нельзя: разворачивать и останавливать фуры, использовать фары искателя и прожектора, передвигаться с нечитаемыми номерами и знаками, установленными с нарушениями или без них.
- Водитель обязан двигаться только по одной полосе, исключая случаи частичного или полного выезда на полосу, не предназначенную для движения и обочину.
- При перемещении в зоне автоматизированного контрольного пункта необходимо дистанцироваться от впереди идущего автомобиля минимум на 20 метров.
Допускаются исключения в п. 3 и 4 для большегрузов с разрешением на особые условия движения.
Порядок прохождения весового контроля
Алгоритм проведения проверки большегрузов был изменен Приказом от 2020 года № 348. Новый регламент предусматривает три варианта организации контрольных весовых пунктов:
- стационарный (СПВГК);
- передвижной (ППВГК);
- автоматический (АПВГК).
Проведением проверки фуры и выпиской штрафов занимаются инспекторы Ространснадзора и ГИБДД.
По итогам проверки на СПВГК и ППВГК составляется акт в трех экземплярах. Дубликат выдается водителю большегруза. На основании акта начисляется плата за причиненный покрытию вред.
Проверка в контрольной системе АПВГК проходит автоматически при проезде фуры через рамку. Взвешивание не требует остановки фуры и производится на скорости до 140 км/ч. Система не только измеряет и фиксирует результаты, но также проводит проверку наличия разрешения на вес. При нарушении штраф формируется автоматически.
Памятка водителю о прохождении весогабаритного контроля в 2021 году
Что делать, если весогабариты фуры не соответствуют нормам
О нарушении водителя должны оповестить немедленно. Сведения появятся на электронном табло, размещенном на некотором расстоянии после автоматического контрольного пункта. При этом с 2021 года водитель обязан немедленно ликвидировать найденные системой нарушения. Корректировку весогабаритов фуры нужно выполнить в ближайшем месте от контрольного пункта, но не на проезжей части.
Где можно останавливать большегруз для проверки по габаритам и весу?
На СПВК, ППВК, таможенном посту.
Кому дано право остановки большегрузов?
Работникам Ространснадзора, таможенной службы, ГИБДД, Росавтодора.
Одежда инспектора СПВК
Форма, экипировка (жезл или световозвращатель или круг с красным сигналом), нагрудный знак отличия.
Что должен сделать работник СПВК при остановке?
Инспектор обязан представиться (фамилия, должность, звание). Затем показать удостоверение и рассказать о причине остановки фуры.
Что может потребовать водитель у инспектора СПВК?
Документы, данные о весогабаритных параметрах большегруза.
Что может проверить сотрудник СВК вместе с работниками контролирующих органов?
Спец. разрешение на тяжеловесный груз, исполнение требований распоряжения «Особые условия движения».
Какой документ формируется после взвешивания фуры?
Акт.
Что делать, если водитель не согласен с результатами проверки?
Упомянуть о своем мнение в акте и протоколе об административной ответственности. Для этого в поле документа для росписи водитель ТС должен написать: «Отказываюсь подписывать «название бумаги», потому что указанные цифры не соответствуют характеристикам управляемого мною транспорта».
Кто имеет право задержать большегруз, если вес и габариты не соответствуют требованиям?
Водителя с фурой могут остановить инспекторы ГИБДД, транспортной службы, таможни.
Имеет ли право сотрудник СВК задержать большегруз?
Нет. При попытке задержания и изъятия разрешения на контрольной площадке нужно написать заявление о противоправных действиях инспектора в адрес руководителя контрольного пункта. При этом водителю фуры желательно привлечь большое количество свидетелей.
Кто может составить протокол об административном нарушении и вынести постановление по делу?
Любой инспектор транспортной службы.
Протокол может составить работник ГИБДД. Полномочия по оформлению документа наделены следующие сотрудники ГИБДД: инспектор в статусе начальника или зама, полковой командир (командующий роты, батальона), начальник центра фиксации админ. нарушений и его зам.
Какие документы обязан выдать водителю фуры сотрудник СПВК, если речь идет о привлечении к административной ответственности и задержании большегруза?
Инспектор должен предоставить: акт с итогами взвешивания, протокол задержания, акт или протокол изъятия документов, вещей, протокол об админ. нарушении, постановление по делу, предписание устранить нарушение, акт повторного измерения, взвешивания.
А также сотрудник пункта обязан выдать: акт (протокол) устранения причин задержки, акт приема-передачи изъятых бумаг и вещей, определение о заведении дела об админ. нарушении.
Имеет ли право инспектор контрольной системы потребовать у водителя ТС оплатить штраф наличными?
Нет.