Для того чтобы автоцистерны могли свободно перемещаться по дорогам общего назначения, они должны соответствовать особым требованиям. Документ, в котором размещены основные правила и нормативы – ДОПОГ. Одно из них – наличие донного клапана. Рассмотрим подробнее, в чем его ключевые особенности.
Предназначение
Главная задача клапана – организация безопасности сливного отверстия при непродолжительном хранении перевозимых материалов (на фоне увеличения численности запорной арматуры, повышения износостойкости). Стоит отметить, что применяется он во время транспортировки не только нефтепродуктов, но и жидких удобрений, молочных продуктов, виноматериалов и тп. Конструкцию согласовывают в соответствии с типом транспортируемого сырья.
Особенности устройства и принцип работы
Донный клапан – это дополнительная заглушка, фиксируемая в нижней точке цистерны. Его конструкция тщательно продумана так, что во время открытия он опускается. Это приводит к полному сливу жидкости. Фланец сливного отверстия присоединен к трубопроводу. По конструкции он является цельнометаллическим корпусом. В него вставлен скоростной клапан, у корпуса которого миниатюрная монтажная длина. Благодаря этому удается комфортно разместить в блоке автоцистерны, не заняв много места.
Поршень создает движение клапана. Регулировка осуществляется в одном из двух режимов – ручном или автоматическом. Когда происходит закрытие, поршень поднимается, сжимая клапан. Благодаря полной герметичности гарантировано плотное прилегание металлов различной плотности.
Донный клапан гарантирует безопасность, уберегает окружающую среду. Его можно эксплуатировать вместе с иными изделиями. За счет наличия защитной сетки внутрь не поступает грязь и инородные предметы.
Основные виды и характеристики
В соответствии с принципом функционирования различают три основных вида:
- Механические. Открытие и закрытие осуществляется посредством перемещения шестеренчатого механизма вручную.
- Пневматические. Движение происходит посредством пневматической системы.
- Комбинированные. В них сочетается пневматический привод и ручная запорная арматура.
Деталь выпускают в специальном исполнении, что подразумевает установку обогрева для нормальной работы при пониженных температурах и упрочнение поверхности плунжерной пары с помощью сплавов, как правило, на основе кобальта. Среди моделей специального назначения отмечают продукцию разного температурного режима: стандартные (от -20 до 40 °C) и низкотемпературные (от -40 до 40 °C).