Автоцистерны – герметично закрываемые емкости, устанавливаемые на автомобильное шасси. Применяют их для перевозок различных жидкостей, а также некоторых сыпучих и газообразных веществ. Благодаря цистернам значительно ускоряются погрузочно-разгрузочные работы, кроме того, они поднимают рентабельность перевозок по сравнению с транспортировкой жидкостей и газов в емкостях малого объема.
В этой статье остановимся на материалах, из которых изготавливают автоцистерны.
Сталь
Стальные резервуары имеют высокую прочность, выдерживают значительную нагрузку, их части хорошо свариваются, что удешевляет производство. В производстве применяются несколько сплавов.
Марка 09Г2С (17ГС, ST-52)
Сплав содержит кроме железа 0,9% углерода, 2% марганца и до 1% кремния.
Основные достоинства марки:
- отличная свариваемость;
- низкая подверженность появлению трещин;
- хорошо переносит перегрев;
- нет предрасположенности к отпускной хрупкости.
Можно применять при значительных перепадах температур от –70°С до +450°С, что позволяет перевозить сжиженные газы.
Конструкционная сталь марки Ст3сп (ST-37)
Сплав представляет собой конструкционную углеродистую сталь обыкновенного качества. Содержит 0,14-0,22% углерода, 0,4-0,65% марганца и до 0,3% никеля.
Материал хорошо сваривается, также применяются клепанные и болтовые соединения. Применяют для перевозки жидкостей при температурах выше 0°. Подходит для технической воды, нефтепродуктов.
Коррозионностойкие стали марок AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti
Аустенитный сплав с низким содержанием углерода. Марка широко применяется при производстве цистерн благодаря универсальности, хорошей сопротивляемости коррозии. В емкостях из нее транспортируют пищевые продукты и напитки, включая молоко, вино, пиво, квас и т.п.
Сталь отлично сваривается, в том числе в полевых условиях. Цистерны из нее легко ремонтируются. При необходимости можно наварить ребра жесткости. Марка достаточно экономичная из-за того, что стенки могут быть тонкими (до 4-5 мм). Несмотря на это сталь сама по себе тяжелая, что снижает полезную массу груза. Например, стальная автоцистерна-полуприцеп имеет массу 7-9 тонн.
Алюминий
Алюминиевые цистерны обладают рядом преимуществ, среди которых:
- меньшая масса;
- хорошая переносимость экстремальных температур;
- искробезопасность;
- хорошая износостойкость и длительный срок службы.
Вместе с тем у материала есть недостатки:
- требуется большая, чем у стали толщина стенок (до 6 мм);
- сварка требует специальное оборудования.
По весу алюминий почти в 2 раза легче железа, но из-за более толстых стенок масса автоцистерны выигрывает в 1,7-1,8 раза у стали.
Для перевозки пищевых продуктов используется специальный пищевой алюминий. В таких емкостях перевозят молоко, питьевую воду, вино, крепкие алкогольные и другие напитки.
Стеклопластик
В последнее время в производстве автоцистерн все большее применение находит стеклопластик. Это связано с целым рядом положительных свойств:
- механическая прочность;
- малая масса, превосходящая даже алюминиевые сплавы;
- низкая стоимость материала;
- химическая стойкость к кислотам, щелочам и другим агрессивным веществам;
- стойкость к ультрафиолетовому излучению;
- искробезопасность;
- ремонтоспособность, заклеить небольшое повреждение можно даже в полевых условиях;
- гладкие стенки не подвержены обрастанию мхом или плесенью, легко моются.
Однако нужно отметить, что стеклопластик неприменим при экстремальных температурах. При больших повреждениях капитальный ремонт не поможет, есть проблема с утилизацией пластика.